БЕРЕЙТОР — специалист по обучению лошадей и верховой езде; учитель, обучающий верховой езде, «объездчик» верховых лошадей, объезжающий лошадей, помощник дрессировщика лошадей в цирке.
БЕСТАРКА — кузов в виде ящика, позволяющий перевозить незатаренные сыпучие грузы (зерно, опилки, песок и т.п.). 2. Повозка с таким ящиком.
ВАГА— барок, длинный поперечный брусок из крепких сортов дерева или металла, подвижно, реже неподвижно соединенный с передней частью повозки, с.-х. машины или орудия. Служит для прикрепления вальков и позволяет запрягать несколько лошадей, тяговое усилие к-рых передается через вальки и В. на груз.
ВАЛЕК — в многокон. запряжках деревянный реже металлический брусок с зарубками или крючками на концах для прикрепления постромок. С В. тяговое усилие ж-ного передается через вагу повозке или с.-х. орудию.
ВОЛЬТИЖИРОВКА — вид конного спорта, суть которого заключается в выполнении акробатических упражнений (в одиночку, парой и группой) на лошади, движущейся по кругу.
ВЫЕЗДКА — вид конного спорта, а также искусство управления лошадью; высшая школа верховой езды.
ДЕРБИ — главный приз в скаковых и беговых испытаниях лошадей на ипподроме
ДЖИГИТ — наездник, отличающийся отвагою, выносливостью, искусством управлять конём и владеть оружием.
ДЖИГИТОВКА — скачка на лошади, во время которой ездок выполняет гимнастические и акробатические трюки, военно-прикладной вид конного спорта.
ДРАЙВИНГ — Соревнования конных упряжек.
ДРОГА — дрожина, продольный брус у летних повозок всех видов, соединяющий переднюю ось с задней. Определяет длину повозки. Д. бывает деревянная или железная, парная и одиночная, идущая посередине повозки.
ДРОГИ — передок и задок повозки, связанные дрожинами (длинная телега) без кузова.
ДРОЖКИ — волочки, короткие дроги для езды в городе. Над их колесами для защиты от пыли и грязи устанавливали крылья.
ДЫШЛО — парокон, упряжное устройство, прочная жердь, соединенная с серединой передка повозки, экипажа. Запрягаемых лошадей ставят по обе стороны Д.
ИЗВОЗЧИК — кучер наемного экипажа: для перевозки пассажиров – легковой И., для транспортировки грузов – ломовой И. В прошлом И. Выполняли основную часть транспортных работ в городах и их окрестностях.
КАПЦУНГ — специальный манежный недоуздок для работы лошадей на корде. Он позволяет избежать травмирования чувствительного рта лошади. На переносье вставлена металлическая пластинка с тремя кольцами, к которым пристегивается корда.
КАРАКОЛЬ — маневр в верховой езде и, ранее, в военной тактике - означает один полуоборот лошади на месте, безразлично — влево или вправо
КАЧАЛКА — легкая колесная тележка для тренинга и ипподромных испытаний рысаков, основной вид беговых экипажей, вытеснивший беговые дрожки.
КОЗЛЫ — сиденье для кучера на санях или повозке.
КОННАЯ КОРРИДА — одна из разновидностей боя быков, проводимая в основном участниками верхом.
КОННОЕ ПОЛО — командный вид спорта с мячом, в котором участники играют верхом на лошадях,
КОННОЕ ТРОЕБОРЬЕ — Вид конного спорта, который состоит из манежной езды (первый день), полевых испытаний или кросса (второй день), преодоления препятствий или конкура (третий день).
КОНКУР — соревнования по преодолению препятствий (от 6 до 18), проходящие на конкурном поле.
ЛАНДОЛЕТ — облегченное ландо (лёгкая четырёхместная повозка со складывающейся вперёд и назад крышей) со складным тентом над задним сидением.
МАЖАРА — большая телега.
МАЛЬПОСТ — почтовая карета.
НАГАВКИ (амуниция) — эта защитная «обувь» лошади, предотвращающая эксплуатационные травмы нижних частей конечности.
НАРТЫ , — легкие длинные сани (в них могут впрягать и собак и оленей).
НАШИЛЬНИК— часть пароконной упряжи, широкий ремень или цепь для соединения хомута (через нагрудник) с передним концом дышла.
НЕДОУЗДОК — это уздечка без удил, назначение которой содержание лошади на привязи. Относится к предметам конюшенного обихода и бывает из кожи, тесьмы.
ОБЛУЧОК — первоначально гнутая жердь или доска, образующая края саней или телеги. На О. сидели боком, свесив вниз ноги. Впоследствии облучки стали называть козлы.
ОГЛОБЛИ — упряжное устройство в виде 2 прямых или изогнутых прочных жердей, соединенных с концами передней оси повозки или передком саней. Запрягаемую лошадь ставят между оглоблями.
ПУТЛИЩЕ — часть седла, ремень, на котором подвешено стремя.
ПОДБРЮШНИК— часть конской упряжки для оглобельной запряжки в виде длинного ремня, к-рый вместе с чересседельником поддерживает оглобли в правил. положении и передает часть грузов на спину лошади.
ПОДПРУГА — широкий прочный ремень, предназначены для удерживания седла (у упряжных лошадей сёделки). Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков пристегивается к седлу. Бывают из кожи, тесьмы и прочих материалов. Некоторые виды седел имеют по 2-3 подпруги.
ПОДРЕЗ — железная полоса под полозом саней, повышающая его прочность и улучшающая скольжение.
ПОЛОЗНЫЙ ПРИБОР — приспособление для испытания лошадей тяжелоупряжных пород на тяговую выносливость и максимальную силу тяги. Имеет вид массивных саней с широкой прочной платформой, на которую кладут груз. Преимущество П. прибора в том, что при движении по ровной сухой грунтовой дороге он обеспечивает одинаковое сопротивление на всей дистанции.
ПОПОНА — это покрывало для лошади, которое предохраняет ее от простуды, мух (сеточные попоны). Делятся на зимние (изготавливаются из шерсти) и летние (изготавливаются из хлопка и прочих легких материалов). Большие попоны имеют капор для дополнительного закрывания шеи.
ПОСТРОМКИ — часть конской упряжи, пара прочных витых веревок или ремней, при помощи которых передается тягловое усилие л. с хомута на вальки. Используют П. в постромочно-дышловых и оглобельно-постромочных (бездуговых) запряжках.
СБРУЯ — упряжь. Приспособление для передачи тягового усилия лошади на поводку (экипаж), с.-х. орудие или кон. привод. Подбирают и подгоняют её к каждой конкретной лошади, чтобы упряжь способствовала максимальному проявлению работоспособности животного и не травмировала бы его тело.
СТУПИЦА — центр. часть колеса с гнездами для спиц по периметру и втулкой для насадки на ось.
СУПОНЬ — узкий ремень, к-рым стягивают и скрепляют клещи хомута под шеей лошади.
ТАНДЕМ — парная упряжка, в которой лошади запряжены одна за другой (цугом).
ФОРЕЙТОР — помощник кучера при езде на многоконной упряжке цугом. Ехал верхом на передней лошади, управляя ею.
ХАКАМОРА — это вид железа (удил). Классическая хакамора представляет собой два кожаных ремешка, проходящих вокруг морды лошади. Один, переносный ремень, чаще всего обшит мехом, а другой, подбородный ремень, чаще всего делается с цепочкой. По бокам морды ремешки соединены металлической пластинкой, к которой крепятся нащёчные ремни уздечки. От пластин вниз идут рычаги, к которым крепятся поводья.
ХОДБ — вид грузового конного транспорта. Ходб применялись для перевозки длинномерных грузов, главным образом лесных материалов.
ХОМУТ — часть конской упряжи, которая служит для передачи тягового усилия л. на повозку или с.-х. орудие. Х. Состоит из деревянных клещей, хомутины, хомутной подушки, покрышки, супони, гужей или мочек. Стандартные хомуты изготавливают 11 номеров, различающихся по длине и ширине.
ЧЕКА — часть повозки, метал. стержень, удерживающий колесо на оси. Вставляют вертикально в отверстие в оси за ступицей.
ЧЕРЕССЕДЕЛЬНИК — часть упряжи, длинный (210-260 см) ремень, проходящий через седелку и закрепленный обоими концами на оглоблях. Иногда изготавливают с равным по длине подбрюшником, проходящим вдоль подпруги. Ч. поддерживает в правил. положении оглобли, а с ними и хомут с дугой, передавая часть их массы, а также тягового усилия на спину л.
ЧУМБУР — это веревка, с помощью которой привязывают лошадь, когда она находится в недоуздке. Бывают тесьмяные, цепные или веревочные.
ШКВОРЕНЬ, — метал. вертикал. стержень, вокруг к-рого поворачивается на ходу передок повозки.
ШПРУНТ — это обыкновенный повод большой длины, обычно до 3 метров. Ремень, оконцовывается с двух сторон специальными застежками, позволяющими образовывать регулируемые по длине петли, сквозь которые пропускается подпруга седла. Сам шпрунт различными способами проводится от подпруги, сквозь оголовье к рукам всадника образуя скользящий рычаг (скользящий повод), усиливающий воздействие на лошадь, принудительно опускающее ее голову. Езда со шпрунтом на соревнованиях запрещена, но весьма полезна для некоторых лошадей в процессе тренировок.
ЭКИПАЖ — общее название пассажирских повозок. Тяжелые кучерские экипажи (кареты, купе, коляски, ландо, различные омнибусы) имеют постоянный или раскладной верх и козлы для кучера. Перевозили их пароконные или многооконные упряжки. Легкие спортивные были главным образом открытые. Э. оборудуют тормозом, фонарями и зеркалом заднего вида.